Жена Митридата и другие древнегреческие лица

Газета.ru 
В ГМИИ имени Пушкина открылась уникальная выставка боспорских находок
С сегодняшнего дня и до 17 сентября в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина работает выставка «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства». Перед зрителями предстанут 450 произведений скульптуры, предметы быта и обихода, монеты и многое другое, что окружало жителей двух крупнейших древнегреческих городов на территории современной России на протяжении сотен лет их истории.

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Аттика, ок. 520 г. до н.э. Пантикапей. Раскопки И.Д. Марченко, 1969 г. 
Фрагменты края и шейки аттического чернофигурного кратера со сценой симпосия (греческого пира)

Пантикапей (нынешний Восточный Крым) и Фанагория (сегодня — Таманский полуостров, Краснодарский край) – известные города древнего мира. Оба они долго жили (первый просуществовал около 1000 лет, второй – более 1500), много сражались (достаточно вспомнить «Митридатовы войны», нанесшие немалый урон римским легионам прославленных полководцев империи), активно торговали (во время раскопок на обоих городищах найдены предметы и скульптура из самых разных уголков греческого и римского мира), расширяли свои границы, играли весомую роль в тогдашней геополитке, ссорились и мирились (причем, не только с соседями, но и друг с другом).

Вся эта кипучая жизнь оставила немало следов в кубанской и крымской земле. В далеком 1927 году сотрудники ГМИИ имени Пушкина начали первые научные исследования Фанагории. Уже в 1936-м музей образовал Фанагорийскую, а в 1945-м – Боспорскую (Пантикапейскую) экспедиции, которые работают до сих пор. Причем, если в Пантикапее работы по-прежнему ведутся силами музея, то в Фанагории ими заведует Институт археологии РАН, которому с 2004 года помогает фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело».

«Необходимо не только знать историю и культуру, но и создавать условия для их бережного сохранения и профессионального изучения, — отметил основатель фонда Олег Дерипаска. — Поэтому уже более 13 лет мы поддерживаем Фанагорийскую экспедицию. Сделанные ею выдающиеся находки хранятся сегодня в лучших музеях России и мира. Часть из них представлена на выставке».

В этом году на Тамани идет уже 14-й совместный полевой сезон Фонда и ИА РАН. За эти годы, помимо экипировки и содержания экспедиции, был построен современный научный центр с конференц-залами, лабораториями, библиотекой по античности. Кроме того, на прошлой неделе в Кубанском госуниверситете сдали последние экзамены 10 магистров, обучавшихся при поддержке фонда по специальности «Археология» — впервые открытой в этом вузе. Продолжается большая издательская программа – помимо академического издания «Античное наследие Кубани», выпущенного в свет в 2010-2012 годах, были изданы фотоальбомы «Фанагория», постоянно пополняется (только что вышел из печати пятый том) серия «Фанагория: результаты археологических исследований». Специально к выставке при помощи фонда был издан ее иллюстрированный каталог.

Каждый год по 200-250 ученых и студентов работают на двух раскопах – в так называемых «Верхнем» и «Нижнем городах». В нынешнем сезоне площадь раскопок составит около 4000 кв. м.

«На сегодняшний день в Фанагории исследовано примерно 2% территории (ее общая площадь – 65 га, треть из которых затоплена морем), — рассказывает руководитель экспедиции, директор государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» Владимир Кузнецов. – Задача археологов и смежных специалистов – не искать сенсации, а изучать жизнь давно минувших дней, исчезнувших цивилизаций».

По представленным на выставке экспонатам можно проследить историю двух городов с VII до I вв. до н.э. Пытливый зритель найдет здесь и детали архитектурного убранства знаменитого храма Аполлона в Пантикапее, и ставшее знаменитым на весь мир надгробие Гипсикратии, одной из жен царя Митридата VI Евпатора, а также кувшины, монеты, предметы роскоши, скульптуру.

«Мы очень давно хотели сделать такую выставку, — сказала вчера на ее открытии директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. – Думаю, что результат должен вам понравиться».

По словам куратора выставки, заведующего отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимира Толстикова, экспозиция оформлена в виде кабинета ученого-археолога, в котором собраны многочисленные находки, сделанные им и его товарищами во время экспедиций.

«Это уютная и в то же время привлекательная концепция, позволяющая неспешно рассмотреть экспонаты, подумать о времени, прикоснуться к древности», — заключает он.

Пантикапей (нынешний Восточный Крым) и Фанагория (сегодня — Таманский полуостров, Краснодарский край) – известные города древнего мира. Оба они долго жили (первый просуществовал около 1000 лет, второй – более 1500), много сражались (достаточно вспомнить «Митридатовы войны», нанесшие немалый урон римским легионам прославленных полководцев империи), активно торговали (во время раскопок на обоих городищах найдены предметы и скульптура из самых разных уголков греческого и римского мира), расширяли свои границы, играли весомую роль в тогдашней геополитке, ссорились и мирились (причем, не только с соседями, но и друг с другом).

Вся эта кипучая жизнь оставила немало следов в кубанской и крымской земле. В далеком 1927 году сотрудники ГМИИ имени Пушкина начали первые научные исследования Фанагории. Уже в 1936-м музей образовал Фанагорийскую, а в 1945-м – Боспорскую (Пантикапейскую) экспедиции, которые работают до сих пор. Причем, если в Пантикапее работы по-прежнему ведутся силами музея, то в Фанагории ими заведует Институт археологии РАН, которому с 2004 года помогает фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело».

«Необходимо не только знать историю и культуру, но и создавать условия для их бережного сохранения и профессионального изучения, — отметил основатель фонда Олег Дерипаска. — Поэтому уже более 13 лет мы поддерживаем Фанагорийскую экспедицию. Сделанные ею выдающиеся находки хранятся сегодня в лучших музеях России и мира. Часть из них представлена на выставке».

В этом году на Тамани идет уже 14-й совместный полевой сезон Фонда и ИА РАН. За эти годы, помимо экипировки и содержания экспедиции, был построен современный научный центр с конференц-залами, лабораториями, библиотекой по античности. Кроме того, на прошлой неделе в Кубанском госуниверситете сдали последние экзамены 10 магистров, обучавшихся при поддержке фонда по специальности «Археология» — впервые открытой в этом вузе. Продолжается большая издательская программа – помимо академического издания «Античное наследие Кубани», выпущенного в свет в 2010-2012 годах, были изданы фотоальбомы «Фанагория», постоянно пополняется (только что вышел из печати пятый том) серия «Фанагория: результаты археологических исследований». Специально к выставке при помощи фонда был издан ее иллюстрированный каталог.

Каждый год по 200-250 ученых и студентов работают на двух раскопах – в так называемых «Верхнем» и «Нижнем городах». В нынешнем сезоне площадь раскопок составит около 4000 кв. м.

«На сегодняшний день в Фанагории исследовано примерно 2% территории (ее общая площадь – 65 га, треть из которых затоплена морем), — рассказывает руководитель экспедиции, директор государственного историко-археологического музея-заповедника «Фанагория» Владимир Кузнецов. – Задача археологов и смежных специалистов – не искать сенсации, а изучать жизнь давно минувших дней, исчезнувших цивилизаций».

По представленным на выставке экспонатам можно проследить историю двух городов с VII до I вв. до н.э. Пытливый зритель найдет здесь и детали архитектурного убранства знаменитого храма Аполлона в Пантикапее, и ставшее знаменитым на весь мир надгробие Гипсикратии, одной из жен царя Митридата VI Евпатора, а также кувшины, монеты, предметы роскоши, скульптуру.

«Мы очень давно хотели сделать такую выставку, — сказала вчера на ее открытии директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак. – Думаю, что результат должен вам понравиться».

По словам куратора выставки, заведующего отделом искусства и археологии античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина Владимира Толстикова, экспозиция оформлена в виде кабинета ученого-археолога, в котором собраны многочисленные находки, сделанные им и его товарищами во время экспедиций.

«Это уютная и в то же время привлекательная концепция, позволяющая неспешно рассмотреть экспонаты, подумать о времени, прикоснуться к древности», — заключает он.

Виктория Лопухова