История фанагории
В конце IV - начале V вв. в Северное Причерноморье и Приазовье вторгаются гунны, которые в 70-е гг. IV в. разорили и захватили Боспор. Возможно, была разрушена и Фанагория: в ряде районов города выявлены следы пожара, которые ряд исследователей относят к концу IV в. и предположительно связывают с нашествием гуннов.
Гуннское нашествие не прекратило существование Боспорского царства, оно продолжает существовать в качестве независимого государства до начала VI в., когда Восточная Римская империя, стремясь распространить свое влияние в Северном Причерноморье, активизирует свою политику в регионе. По сообщению византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, жители Боспора, «издревле жили независимо», но «недавно они отдали себя под власть басилевса Юстина» (518-527). Однако, византийский гарнизон был размещен на Боспоре только в 527/8 гг. при Юстиниане I, который, как сообщает Прокопий, «укрепил стенами Боспор». Судя по найденной в Тамани строительной надписи в честь императора Юстиниана, предположительно датируемой 548 г., азиатский берег Боспора также был включен в строительную программу императора и, соответственно, в систему византийского управления.
С описанными событиями, произошедшими, скорее всего, в середине VI в., связывают открытый на берегу Таманского залива комплекс зданий, сгоревших в большом пожаре, очевидно, вызванном боевыми действиями (в слое найдены камни от метательных машин, обстреливавших город со стороны залива). Тогда же, по всей видимости, были разрушены и портовые сооружения города.
Как выглядел город в позднеантичный период сказать трудно, поскольку при позднем строительстве практически все строительные остатки этого времени были разобраны, а строительный материал использован при позднем строительстве.
Тем не менее, Фанагория, по-видимому, играла большую роль в снабжении окружающих территорий привозными товарами: вином, оливковым маслом, краснолаковой и стеклянной посудой и проч. Анализ керамических комплексов показывает, что в IV-V вв. товары в город поступали преимущественно из восточно- и южнопонтийских центров, незначительным количеством представлена восточно-средиземноморская продукция, доля которой резко возрастает в первой половине VI в., хотя доля причерноморских товаров остается по-прежнему довольно высокой. Ввоз в Фанагорию товаров, произведенных в Средиземноморье, не подразумевает наличие прямых связей с ними. Скорее всего, все товары поступали в город через Боспор, куда, в свою очередь, прибывали прямо из Константинополя, где концентрировались товары из разных регионов византийского мира.
* * *
Начиная с VII века Фанагория (наряду с Тмутараканью, которая располагалась в 25 км от неё) становится одним из административных центров Хазарского каганата, находившегося между Волгой и Днепром. Однако перед этим на короткий период Фанагория становится столицей Великой Булгарии – просуществовавшей с 632 по 665 г. племенной конфедерации, занимавшей в VII веке часть территории нынешней Украины, России и Северного Кавказа.
Традиционно считается, что своей столицей хан Великой Булгарии Кубрат избрал именно Фанагорию (хотя на самом деле в источниках нигде об этом не упоминается). Считается также, что из Фанагории начался поход за Дунай хана Аспаруха - основателя (в 679 г.) первого болгарского государства на Дунае.
Хан Аспарух был третьим сыном хана Великой Булгарии Кубрата. После смерти отца в 665 году он унаследовал западную часть болгарской орды (Буджак) в северо-западной части черноморского побережья, включая земли нынешнего Таманского полуострова. Свой поход за Дунай в 70-х годах VII века он был вынужден предпринять под давлением хазар, воспользовавшихся ослаблением булгар вследствие раздела.
Согласно археологическим данным, хазары захватывают Северное Причерноморье и Приазовье в конце VII века. Первые достоверные письменные свидетельства об их пребывании на территории Боспора и Крыма содержатся в «Хронографии» (ок. 813-818) Феофана Исповедника и «Бревиарии» Никифора, патриарха Константинополя (806-815). В них излагается история о ссылке свергнутого императора Юстиниана II (685-695, 705-711) в Херсон, откуда он бежал к хазарам, женился на сестре кагана Феодоре и жил в Фанагории.
Византийский писатель Феофан так рассказывает об этой ссылке в своем труде под 704 г. н.э. Когда Юстиниан, живший в то время в Херсоне (совр. Севастополь), заявил, что вновь собирается царствовать, тамошние жители, убоявшись опасности со стороны империи (т.е. Византии), решили либо убить его, либо выслать василевсу (т.е. византийскому императору). А он, проведав об этом, смог спастись бегством и, достигнув Дараса (город в Крыму), потребовал свидания с хаганом (царем) хазар. Узнав об этом, хаган принял Юстиниана с великими почестями и отдал ему в жены Феодору, свою кровную сестру.
Спустя некоторое время Юстиниан, отпросившись у хагана, уехал в Фанагорию и жил там с Феодорой. Услышав про это, его враги послали хагану посла, обещая ему множество даров, если он перешлет им живого Юстиниана. Если же нет, то хотя бы его голову. Хаган, поддавшись уговорам Тиверия III Апсимара, решил выдать Юстиниана византийцам и, по Феофану, «приказал Папацу, бывшему в Фанагории от его лица, и Валгицу, архонту Босфора, убить Юстиниана, как только дадут им знать. Но, так как через слугу хагана об этом была извещена Феодора, (все) стало известно и Юстиниану, он, призвав упомянутого Папаца для беседы наедине, задушил его струной; так же (Юстиниан поступил) и с архонтом Валгицем. (Затем) он немедленно отсылает Феодору в Хазарию, а сам тайно сбежал из Фанагории». Юстиниан доплыл до Херсона, а оттуда, минуя устье Днепра и Днестра, вошел в реку Дунай. С помощью болгар и славинов он возвращает себе константинопольский престол и в 710-711 организует несколько карательных экспедиций против Херсона.
Жилые кварталы Фанагории на нижнем и верхнем плато в это время были застроены домами, возведёнными в новой строительной технике «елочка», характерной для тюрко-болгарских и хазарских памятников второй половины VII - X вв.
Едва ли не единственным регионом, с которым город поддерживал в то время тесные торговые отношения, был Крым, служивший источником продуктов сельского хозяйства, в первую очередь вина.
* * *
В Фанагории существовали одни из самых древних в Северном Причерноморье общины христиан и иудеев. Некоторые историки полагают, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный.
Самым раним христианским памятником Фанагории, по-видимому, следует считать надгробие с изображением креста и надписью: «Господи, помоги Феодоту». Надгробие датируется второй половиной IV в. - началом V в., когда на Боспоре, после объявления христианства государственной религией Римской империи, появляются первые христианские общины. В это время христианство значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим более успешно распространяется среди населения Северного Кавказа.
Первоначально Фанагория находилась под властью боспорского епископа. Митрополит Макарий, автор известного труда об истории Русской Православной церкви, указывал, что уже в IV веке могла быть учреждена, наряду с ещё несколькими соседними (зихийскими), и самостоятельная Фанагорийская епархия. Во всяком случае, в начале VI века Фанагорийская епископская кафедра уже существовала: среди участников Цареградского Собора в 519 г. присутствовал и Фанагорийский епископ Иоанн (подписавшийся под отношением Собора к Константинопольскому патриарху).
Наличие в городе христианской общины в этот период подтверждают и последние археологические материалы Фанагорийской экспедиции. Так, на территории акрополя были обнаружены краснолаковые тарелки и фрагменты керамики с христианской символикой и бронзовый крест из церковного убранства (предварительно датированный 6 веком).
Самым ранним свидетельством присутствия в Фанагории иудейской общины является надпись 16 г.н.э. (к этому году относится и упоминание о первой изестной нам Фанагорийской синагоге), а самым поздним – надгробие с надписью, датируемой временем не позднее VIII-IX вв. О том, что иудеи составляли значительную часть населения Фанагории, свидетельствует относящееся к 671 г. упоминание византийского хрониста Феофана, который называет население «Фанагурии» «евреями», и сообщение арабского географа Ибн-Хордадбеха (середина IX в.), который также называет Фанагорию «еврейским гордом», а также находки многочисленных надгробных камней с иудейской символикой – в частности, с изображением семисвечников (менор). Присутствие на оборотной стороне таких надгробий тамгообразных знаков говорит о том, что иудаизм могли исповедовать и прозелиты из местных варварских племен.
* * *
Как показывают раскопки, город не был разгромлен и разрушен в пожаре, а полное отсутствие в домах бытовых находок создает впечатление, что жители, захватив с собой самое необходимое и ценное, покинули город в виду какой-то опасности (скорее всего, нашествия варваров, которыми в те годы могли быть печенеги или венгры). Произошло это, скорее всего, во второй половине - конце IX в. Через некоторое время на месте Фанагории ещё возникает небольшой поселок, погибший в середине X-XI вв.
Во всяком случае, Фанагорию уже не упоминает византийский император Константин Багрянородный (913-959) при описании Боспорского пролива в трактате «Об управлении империей». Составители итинерария (путеводителя), которым пользовался император, знали на его восточной стороне только Таматарху (бывш. Гермонасса, нынешняя станица Тамань), ставшую к тому времени главным торговым и политическим центром региона.
Многовековая история Фанагории – это квинтэссенция богатейшей истории Южной России. До сих пор она во многом остается неизвестной для нас. Мы должны шаг за шагом открывать страницы этой истории.
* * *
В период освоения территории Кубани Россией, возле городища Фанагории казаками Каневского куреня 5 июля 1794 года была устроена почтовая станция с названием "Урочище Сенная Балка", позже просто "станция Сенная".
В настоящее время это посёлок Сенной. Городище Фанагории располагается на берегу Таманского залива между Сенным и посёлком Приморским (также входящим административнов состав Сенновского сельского поселения).